Пн-Сб 09:00-17:00 Вс выходной Заказать звонок

Производство
тротуарной плитки

Тротуарная плитка в Европе

| 48 Время чтения:

Многие наши соотечественники, которые отправляют в путешествие по Европе, или по деловым связям отмечают одну характерную особенность на дорогах в Европе. Практически во всех населенных пунктах повсеместно используют для мощения тротуарную плитку.

Многие наши соотечественники, которые отправляют в путешествие по Европе, или по деловым связям отмечают одну характерную особенность на дорогах в Европе. Практически во всех населенных пунктах повсеместно используют для мощения тротуарную плитку. Причем можно увидеть различную цветовую палитру, начиная от экзотических расцветок, например, розового, и заканчивая экстравагантными темными оттенками. Нужно отметить, что почитание к плитке пришло в Европу не на пустом месте. Для этого есть как исторические предпосылки, так и национальные особенности европейских стран. Кроме этого, в последние десятилетие на влияние выбора плитки оказали современные технологии производства, которыми славится большинство европейских стран.

Успех голландцев – пример для всех европейцев

В том формате, который мы сейчас называем мощением тротуарной плиткой, история начинается в начале 19 века. Но, сама по себе плитка имеет давнюю историю в Европе, ни первым прообразом стал натуральный камень. В то время в Европе начался настоящий «дефицит» на натуральный камень. Кроме этого, продавцы резко взвинтили цену, а дороги нужно было обустраивать. Голландцы были первыми, кто решил внедрить технологию производства тротуарной плитки. Они придумали технологию, где впервые начали использовать бетон для основы плитки. Именно этот вариант стал первым пробным камнем нового стандарта мощения. Голландцы вымостили «новой плиткой» дорогу от Амстердама до Гарлема. Европейцы стали удивляться находчивости и мастерству голландцев, которые после этого начали использовать новую технологию на большинстве «главных дорог» в своей стране. Позже опыт жителей Нидерландов перехватили другие европейские страны, после чего плитка «перекочевала» в США, Канаду, а в последние десятилетия стала активно использоваться и на территории современной России.

Особенности производства тротуарной плитки

В России, точнее на постсоветском пространстве, также производили тротуарную плитку. Однако, технологический процесс сильно отличался друг от друга. Отечественные производители очень сильно экономили на расходных материалах. Экономия на сырье, нарушение технологического процесса приводило к тому, что качество советской плитки желало оставлять лучшего. Проблема была еще и в том, что европейские стандарты производства строительного материала для мощения не подходили для российских условий. Многие считали, что европейская плитка лучше всего подойдет для мощения в южных регионах. Но и там у материала оказался враг – вечно палящее солнце.

Российские производители, с падением железного занавеса поняли, что нужно перенимать опыт европейцев и изготавливать тротуарную плитку, учитывая свой характер природных капризов, где сильные морозы и палящее солнце соседствуют друг с другом даже для одного и того же региона страны. Тем не менее, опыт европейских производителей не прошел даром для россиян, и сегодня можно встретить на улицах мощение, где используется исключительно отечественный продукт.

Плитка против асфальта

Если посмотреть на пешеходные зоны в Европе, то примерно 80% таких участков выложены тротуарной плиткой. Популярность материал получил за счет того, что предусмотрена низкая себестоимость и простота производства. Даже опытные дорожники Европы считают, что тротуарная плитка сейчас самый выгодный вариант мощения по сравнению с асфальтом. Вторым значимым фактором популярности мощения в Европе является экологичность. Для изготовления плитки в большинстве случаев используют экологически чистые материалы и сырье. Например, асфальтобетонная смесь имеет явные признаки опасности, которые оказывают влияние как на окружающую среду, так и на человека. В некоторых районах Европы есть перенасыщенность промышленными производствами. Экологические катастрофы стали обыденным явлением. Чтобы минимизировать этот негативный фактор, в ряде стран Европы используют для мощения исключительно тротуарную плитку последнего поколения.

Однако, не во всех странах Европы выпускают экологически чистый материал. На сегодняшний день лидерами по экологичности являются первопроходцы Голландия, после этого на пьедестале экологии почетные места занимают производителей из Ирландии, Австрии и Германии.

Тротуарная плитка, как часть субкультуры Европы

В Европе не так сильно выражено строительство небоскребов, хотя даже на прилегающих участках к ним то и дело можно встретить мощение. В большинстве случаев европейцы используют плитку для мощения своих придомовых территорий. Малоэтажное строительство для проживания является частью европейской субкультуры, поэтому практически 100% домохозяйств в Европе активно используют тротуарную плитку для облагораживания своих территорий.

В городской черте старой и современной Европы также отдают предпочтение наличию тротуарной плитки. В местах, где используется мощение, создают дополнительные зеленые зоны, в виде газонов или для посадки зеленых насаждений – деревьев, кустов. Креативное дизайнерское и архитектурное решение, прочность, высокие характеристики долговечности являются преимуществом применения плитки для тротуаров в Европе. Подтверждением любви европейцев к мощению дорожек плиткой является огромное обилие улочек, дорожек, парков и скверов во многих городах Европы.

Интересно что, и наши бывшие постсоветские страны тоже активно используют европейскую культуру отделки пешеходных зон тротуарной плиткой. Возьмем к примеру украинскую Одессу, где есть одна интересная площадь, которая почти 150 лет подряд вымощена только тротуарной плиткой. К слову, если посмотреть на плитку, то кажется, что ее выложили как будто вчера. На самом деле это старинная плитка, и только своевременный уход и обслуживание позволили продлить срок службы строительного материала.

На территории Италии, в самом центре столицы Рима расположилось миниатюрное государство Ватикан. Здесь есть главная площадь Святого Петра. Площадь была выложена природным камнем еще в середине 17 века. На эту мощеную площадь падает тень от центрального обелиска, которые в свое время был доставлен в столицу Древнего Рима из Египта самим императором Калигулой.

Не менее знаменитой является Площадь Мадрида, которая была вымощена в конце 1620 года. Решение вымостить камнем было принято не спонтанно. Как известно испанцы большие любители корриды. Быки выбегая на дорогу могли портить дорожное покрытие, и только природный камень минимизировал повреждения дорог в Средневековье.

Сейчас европейцы стали раскованней, и предпочитают использовать в архитектуре своих городов тротуарную плитку, имеющую насыщенные яркие оттенки. К слову, такая плитка имеет очень яркий контраст с фасадом зданий. Сейчас дизайнеры смело реализуют разноцветные плитки мощения. Так, сегодня в этом плане преуспели столицы Швеции и Норвегии (Стокгольм и Осло), не отстают от них и Швейцарский Берн и Цюрих. В маленьком Люксембурге есть небольшие населенные пункты, но там вы нигде не встретите асфальтовых дорог. Практически вся транспортная и уличная система страны вымощена современной тротуарной плиткой.

Причины, почему европейцы отдают предпочтение тротуарной плитке мощения

Столица России в 2011 году окончательно приняла решение о переходе всех дорожных и уличных зон на покрытие из тротуарной плитки. Сейчас разработана комплексная программа по переводу всех районов столицы, в части пешеходных и уличных дорожек на мощение тротуарной плиткой. Программа рассчитана вплоть до 2030 года, поскольку придется переоснащать дороги еще и в Новой Москве.

У европейцев свой выбор в пользу тротуарной плитки, и в качестве этого они приводят программу Европейского сообщества «Пять Причин, почему Европа выбирает мощение плиткой».

  • Первая причина. Длительный срок службы. Вспомните, через сколько лет приходится в России просить заменить изношенное покрытие дороги асфальтом. Уже через 3-4 года нужно заново ремонтировать дорогу по причине быстрого износа. В Европе дороги, оснащенные тротуарной плиткой, служат не менее 25 лет. В России такой стандарт определен максимум 17 лет, а в лучшем случае 8-12 лет. Европейцы готовят небольшой запас плитки, в случае повреждения покрытия. Примерно раз в 2-3 года проводят косметический ремонт. Изношенную и поврежденную плитку удаляют, а на ее место укладывают новый образец.
  • Причина вторая. Экологическая безопасность, Вы знаете, почему на юге практически не используют асфальт? В 70% случаев, асфальтовое покрытие выделяет канцерогенные вещества, которые при температуре свыше +70С становятся потенциально опасными. В Европе, к сожалению, в последние годы лето становится жарким, и выделение канцерогенов от асфальта приносит вред экологии. Использование тротуарной плитки снижает этот фактор в несколько десятков раз. Если быть точнее, полностью исключает выделение потенциально опасных паров в жаркую погоду.
  • Третья причина. Низкая стоимость, из расчета ежегодных затрат. Хотя считается, что Европа достаточно богатая, граждане Старого света любят и умеют считать. Возьмем, например, наш всеми любимый асфальт, посчитаем все затраты на него при первичной укладке, па после все эксплуатационные расходы в ближайшие 5 лет. Точно также берут европейцы для расчета укладку и эксплуатацию тротуарной плитки, и рассчитывают средние затраты на ближайшие 5 лет. После анализа можно увидеть, что обслуживание асфальтированной дороги минимум в 3-5 раз будет дороже, чем обслуживание дорожки мощения. Многие россияне считают, что стоимость укладки тротуарной плитки из расчета на человеко-год будет несоразмерно высокой. Да, такое место есть при расчетах, но с одной оговоркой. Если специалист будет укладывать, например, 15 метров дорожки, то затраты большие. А если он будет укладывать объем 200-500 м2, то соотношение меняется в другую сторону.
  • Четвертая причина. Избавляемся от лишнего шума. Многие городские жители устают от шума дорожной техники, которая день и ночь укладывает асфальт. Первое время в России также использовали «шумные технологии» при укладке тротуарной плитки. Наверное, поэтому, многие горла России отказались от укладки плитки из-за шумной работы вибротехники. В Европе это тоже было проблемой, но примерно 15 лет назад. Сейчас повсеместно используют французскую технологию, которая предусматривает ручную работу трамбования, а после этого обкатку виброплитой. Времени конечно уходит чуть больше, но теперь городские жители полностью избавлены от лишнего шума.
  • Пятая причина. Красота на первом месте. Европейская культура стала эталоном красоты. Чтобы добиться такого результата, европейцам пришлось пройти несколько эпох, в том числе возрождение, революции, войны. Теперь, чтобы всем хорошо жилось в Европе, в качестве национальной идеи стали использовать эталон красоты. Поэтому красивая тротуарная плитка стала ярким дополнением к указанному эталону. Недаром европейцы говорят. Что классический эталон красоты вы можете с легкостью увидеть в дизайне наших площадей и улиц, где тротуарная плитка занимает основной смысл жизни многих европейских стран.

Культура почитания к тротуарной плитке возникла у европейцев не на пустом месте. На это ушли годы и даже века, где пришлось прививать любовь к новым технологиям. Сейчас наличие красивой и дизайнерский тротуарной плитки является эталоном престижа европейских стран. Многие жители Европы по праву могут гордиться своей культурой и качеством оформления пешеходных зон, парков, площадей, где особое место занимает тротуарная плитка всех мастей и форм. Будет ли такой культ почитания в России? Скорее всего да! Достаточно посмотреть на пример Москвы, Санкт-Петербурга, где стали охотно применять тротуарную плитку для оформления придомовых территории, площадей, парков, скверов. Постепенно этот культ будет прививаться и в отдаленных регионах страны. Главное – правильно разработать дизайнерскую концепцию для правильного применения тротуарной плитки разных форм и оттенков в России.

Вернуться

Есть вопросы — спрашивайте!

Наши специалисты помогут Вам, окажут бесплатную консультацию

Блог